Друзья, держите один очень важный совет: главное при знакомстве с Supreme Commander — крепко стиснуть зубы и перетерпеть первую пару часов. В эти самые вот часы игра, которая, между прочим, позиционировалась как одна из самых ожидаемых стратегий 2007-го, будет выглядеть жалкой попыткой скомпилировать чужой RTS-опыт. Время позора начинается прямо с заставки. Освоение космоса, технологический скачок, три расы, которые объединению во всегалактическую ООН предпочитают планетарные бомбардировки... кажется, почти все это мы уже видели? Да, видели. Чуточку оправдывает Gas Powered Games только подача сюжета — история во всех трех кампаниях Supreme Commander развивается быстро, динамично и временами даже преподносит сюрпризы.
|
Жаль, конечно, что разработчики не проработали построения — иногда техника сбивается в натуральную кучу-малу. |
Второй шок ждет нас уже на поле боя. Весь последний год разработчики кормили публику лощеными скриншотами с потрясающе стильными батальными сценами. Футуристические юниты, прелестный дизайн, симпатичные карты — все это осталось там, на страницах с многочисленными превью. На «настоящий» же Supreme Commander первое время смотришь с широко раскрытыми от ужаса глазами: ландшафт, ровный и однообразный, как гладильная доска, юниты и постройки, собранные всего из нескольких полигонов, — все как-то мелко, несерьезно и некрасиво.
Экономическая и боевая система, на первый взгляд, опять же скучны. Список доступных построек скромен: инфраструктура для добычи двух ресурсов (mass и energy), разные радары-сонары, три вида фабрик по производству военной техники и, собственно, все. Более того — первое время трем расам доступен практически одинаковый ассортимент военной техники. В бою же работает ровно один принцип — «камень-ножницы-бумага». То есть все юниты очень узкоспециализированны: кто-то «работает» исключительно по наземным целям, кто-то — по воздушным и т. д. Причем если в случае с танками это вполне логично, то вот крупный морской фрегат, не обладающий даже примитивными средствами ПВО, выглядит уже несколько странно. Впрочем, после первого апгрейда фабрик появляются и более «универсальные» юниты.
Сами же бои в Supreme Commander, несмотря на некоторую однотипность, оказываются увлекательными настолько, что после пары первых серьезных стычек реально забываешь обо всех недостатках игры. Во-первых, схватки очень динамичны. Авиация здесь перемахивает даже самую огромную карту в считанные десятки секунд, да и наземная техника движется очень шустро. Во-вторых, система «камень-ножницы-бумага» при такой вот динамичности придает геймплею особый раж. Ведя бой, постоянно приходится маневрировать войсками, отправляя на разные участки фронта «правильные» группы. Чуточку ошибся — и вот звено вражеских истребителей валит на землю добрую половину твоей бомбардировочной авиации. В-третьих, искусственный интеллект уже после пары стычек начинает вызывать уважение. Он ведет разведку, пробует разные стили игры, атакует то с одного, то с другого направления, меняет состав войск и не боится отступать... жаль только, что в кампании AI крепко закован в скриптовые кандалы — и всю его силу получается прочувствовать только в «скирмише».
Ну и, наконец, четвертое, самое важное. Уже совсем скоро бои в Supreme Commander начинают приобретать действительно эпический размах. Забудьте про «хирургические» операции маленькими группками — здесь в драках с каждой стороны обычно сходится по несколько сотен юнитов. Впрочем, победить только за счет численного преимущества получается далеко не всегда — очень важно во всей этой суматохе еще и нащупать слабое место противника, найти, например, участок, где у него практически нет противовоздушной обороны, организовать там массовые бомбардировки и через получившуюся брешь бросить в бой наземные силы.
|
За самыми зрелищными сражениями приходится следить с высоты птичьего полета — иначе просто потеряешь контроль над ситуацией. |
При этом управляться с сотнями подчиненных совершенно несложно. Гениальная находка Gas Powered Games — возможность плавного перехода между тактическим и стратегическим режимами. Вот вы, приблизив камеру к земле, маневрируете небольшим отрядом, по отдельности руководя каждым юнитом, а вот, повернув колесико мыши, переходите в стратегический режим и видите поле боя целиком, со всеми подчиненными сразу. Сделано очень просто — и потрясающе удобно. Более того, Gas Powered регулярно используют свою придумку для того, чтобы разнообразить геймплей. В каждой миссии игрок стремительно взмывает вверх по «карьерной лестнице» — сначала ему приходится действовать на небольшом участке карты, а потом, после первых успехов, территория расширяется, на ней появляются новые враги и зачастую управляемые компьютером союзники.
Кроме того, масштабные битвы удивительным образом преображают и саму игру. Ты уже не обращаешь внимание на простоту ландшафта и малополигональную технику — все внимание занимают сумасшедшие перестрелки, море взрывов и красиво погибающая техника. При таком подходе примитивность графического движка полностью оправдана — отрисовать сотни детальных юнитов сегодня не способен компьютер ни одной конфигурации.
* * *
Вообще, Supreme Commander — очень наглядный представитель «массовой» стратегии, доступной, наверное, любому человеку. Эта игра проста в освоении, в ней очень логичный, ничуть не «мудреный» геймплей и потрясающе зрелищные бои. Ничего сложного и замысловатого — но играть тем не менее на удивление интересно.
|